Дизель или бензин?
На современном автомобильном рынке одна и та же модель автомобиля, либо близкие по цене и характеристикам машины, могут комплектоваться как бензиновыми, так и дизельными двигателями, при схожей цене на топливо, выбор далеко не всегда очевиден и однозначен. На что обратить внимание и какому мотору отдать предпочтение, выясним далее.
Бензиновый двигатель работает по четырехтактному принципу: впуск топливо-воздушной смеси, сжатие, рабочий ход и отвод отработанных газов. На такте впуска поршень двигается вниз, создавая пониженное давление в цилиндре, за счёт чего, через открывшийся впускной клапан, в цилиндр засасывается смесь воздуха и топлива из впускного коллектора, впускной клапан закрывается. Затем при поднятии поршня вверх, смесь в камере сгорания сжимается, и в верхней точке движения поршня (при максимальном сжатии) происходит воспламенение смеси искрой свечи зажигания. При сгорании топлива выделяется тепло и энергия, благодаря которой поршень снова опускается вниз, открывается выпускной клапан, через который при подъёме поршня, отработаные газы выходят в выхлопную систему.
Дизельный агрегат работает немного иначе: топливо в нём загорается благодаря очень высокому давлению в цилиндре — более 20 атмосфер (в бензиновых двигателях компрессия в районе 9-15 атм.). Оно создаётся топливным насосом высокого давления (ТНВД), а топливо распыляется форсункой прямо в камеру сгорания. В неё подаётся воздух (солярка и воздух не смешиваются вне цилиндра), поршень двигаясь вверх сжимает его, как известно из физики, при сжатии температура вещества растёт, поэтому в максимальной точке сжатия получаем температуру 700-800 градусов Цельсия. Далее под давлением около 1500-2000 Бар через форсунку происходит распыление топлива, которое встретившись с нагретым воздухом, воспламеняется, толкая поршень вниз.
В России доля дизельных автомобилей (учитывая коммерческий транспорт) не превышает 15%, хотя в Европе до недавнего времени, чуть ли не половина всех автомобилей покупаемых за год, ездили на дизельном топливе. Однако в связи с ужесточением экологических норм до Евро-6 и Евро-7, повышением эффективности бензиновых двигателей, дизельные моторы могут оказаться в принципе не выгодны для производства. Чем же всё-таки хорош дизель и в чём его недостатки?
Плюсы дизельного двигателя:
- при одинаковом объёме, имеет больший крутящий момент, чем бензиновый мотор, а значит и отличную тягу с низов;
- благодаря более эффективному использованию топлива, его расход меньше до 30%;
- большой ресурс двигателя(300-400 тыс. км без кап. ремонта — далеко не предел);
- простая конструкция (отсутствует система зажигания);
- безопаснее: солярку труднее поджечь, чем бензин;
Минусы:
- ремонт, а тем более замена, ТНВД или форсунок стоит очень дорого (до 25% от стоимости самого автомобиля);
- низкое качество топлива ведёт к загрязнению топливных форсунок (обычно уже на 100 тыс. км пробега необходима чистка, которая тоже стоит немало);
- солярка густеет от низких температур, поэтому в холодное время года нужно специальное зимнее топливо, либо заливать антигели, не дающие топливу загустеть, иначе тнвд очень быстро сломается;
- двигатель, а значит и салон, дольше прогревается зимой (на холостых прогревать бесполезно, только в движении, т.е. под нагрузкой);
- на дизельных агрегатах моторное масло стоит дороже и его нужно менять чаще: примерно раз в 7500 км;
- работает более шумно: характерный «рокочущий» или «тракторный» звук двигателя, хотя в новых автомобилях этот недостаток почти не ощущается;
Плюсы бензинового двигателя:
- дешевле в ремонте;
- больше интервалы тех. обслуживания;
- лёгкий запуск и быстрый прогрев зимой;
- работает тише;
Минусы:
- более сложная конструкция;
- на 30% больше расход топлива;
- менее ресурсный;
- меньше крутящий момент на низких оборотах;
Выбрав дизельный мотор, Вы будете экономить на расходе, но частично или полностью сэкономленные деньги уйдут на ТО. В результате получается, что дизельный двигатель стоит предпочесть на больших внедорожниках, т.к. с бензиновым агрегатом расход был бы просто огромным. Покупка нового коммерческого транспорта на дизеле так же себя оправдает. При покупке легкового транспорта, особенно б/у, нужно быть готовым к дорогостоящему ремонту тнвд и форсунок, частому и затратному ТО, что отпугивает многих.