Система электропитания автомобиля
Для уверенного запуска двигателя в любых условиях бесперебойной работы всех потребителей (фары, отопитель, магнитола, электронные системы, датчики, и т д.) необходима исправная система электропитания. Из каких узлов она состоит и какие признаки неисправностей чаще всего встречаются, рассмотрим далее.
Аккумулятор содержит в себе энергию, необходимую для запуска двигателя, работы сигнализации и других систем, функционирующих без включенного зажигания. Напряжение в АКБ легкового автомобиля обычно 12-12,5 Вольт. После запуска двигателя начинается зарядка аккумулятора от генератора, для этого он выдаёт большее напряжение, порядка 14 В. АКБ достаточно простое устройство, оно накапливает в себе заряд от генератора, а полностью зарядившись, держит этот заряд для дальнейших запусков и работы других систем. Он чувствителен к температуре, и когда становится холоднее, его ёмкость уменьшается, пусковой ток снижается.
Виды аккумуляторов бывают разные: кальциевые, сурьмянистовые, гибридные, гелевые и т д. Все они работают по одинаковому принципу, имеют свинцовые электроды (банки) и электролит на основе серной кислоты и дистиллированной воды. Попадая на металл электролит окисляет его, а так же опасен для кожи человека, поэтому батарею всегда нужно прочно закреплять, иначе от вибраций свинцовые соты внутри будут осыпаться, корпус может треснуть, и электролит вытечет.
Гелевые АКБ более безопасны и долговечны: электролит не вытекает при переворачивании (т.к. он заменён на гель), свинцовые пластины меньше разрушаются от вибраций, но стоят такие источники питания на порядок дороже.
Любые АКБ лучше не высаживать в ноль, если он немного разрядился, лучше снять его и поставить на зарядку. В экстренных случаях машину можно «прикурить». Если АКБ не держит заряд (разряжается без нагрузки), то его проще поменять, чем пытаться оживить, обычные аккумуляторы стоят в районе 5 тысяч рублей, гелевые примерно от 10 т.р. Если же АКБ в норме, но высаживается сам по себе, то вероятно, присутствует ток утечки — потребитель, который не выключается и потребляет большой ток, когда автомобиль заглушен.
После запуска двигателя приводной ремень вращает шкив генератора с достаточно высокими оборотами, так как этот шкив обычно намного меньше шкива коленвала. Это вращение преобразовывается в электрическую энергию. Генератор имеет обмотки статора (неподвижные), обмотки ротора (вращается от шкива). Щеточный узел обеспечивает электрическую связь этих обмоток. Создаваемое обмоткой ротора возбуждение индуцирует ток в обмотках статора. Далее напряжение нужно выровнять и отрегулировать до 14 Вольт и поддерживать это значение вне зависимости от частоты вращения и нагрузки. Диодный мост делает напряжение линейным, а регулятор напряжения задает его уровень.
Если на холостом ходу, включив все потребители, наблюдается просадка напряжения, то возможно, неисправен сам генератор, а возможна неисправность в силовой части проводки, поэтому проверять нужно и то и другое сразу. Гул и свист из генератора говорит о том, что в нем пора менять подшипники. Если фары светят — то ярче, то тусклее, значит напряжение нестабильно и неисправен диодный мост. Низкое напряжение зарядки — нужно проверить щеточный узел, наоборот перезаряд — дело в регуляторе напряжения или проводке. Обычно ремонт генератора и стартера проводят комплексно, заменяя все износившиеся части сразу. При обрыве приводного ремня питание всех систем авто ложится на аккумулятор, и чем меньше потребителей включено, тем больше вероятность, что заряда хватит дотянуть до ближайшего сервиса. Если же от приводного ремня вращается помпа, то лучше не пытаться никуда ехать, иначе «сердце» авто закипит очень быстро.
Стартер — мощный электромотор, прокручивая своей шестерней маховик с коленвалом, запускает ДВС. Он потребляет большой ток, поэтому имеет силовое (втягивающее) реле, которое связано с плюсовой клеммой АКБ проводом большого сечения. Если двигатель плохо заводится даже после замены АКБ, нужно проверить проводку на стартер и массу двигателя (связь «минуса» АКБ и кузова). При повороте ключа слышен щелчок, но стартер не крутит? — проблема во втягивающем реле. Скорее всего, медные контакты («пятаки») окислились или подгорели.
Исправная система электропитания это легкий запуск в любые морозы, стабильное напряжение и хороший заряд аккумулятора.